Статья подготовлена Сергеем Валерьевичем Кругловым

Вы можете научиться играть на бансури на специализированных занятиях

Бансури — один из древнейших музыкальных инструментов в истории человечества. В Ригведах, Атарва-ведах и даже Пуранах бансури фигурирует как один из основных аккомпанирующих инструментов. А в росписях древнейших пещерных храмов Аджанты и Эллоры на ней играют как небесные жители, так и человеческие существа.

В Индии бансури неразрывно связана с жизнью бога Кришны, во времена битвы на Курукшетре он играл на таком инструменте. Для индусов бансури имеет особое культурное и религиозное значение. Она символизирует творческую благодать, эмоциональную глубину и духовные стремления. Благодаря усилиям таких мастеров как Шарабха Шастри и его ученика Палладам Санджеева Пао бансури стала необыкновенно популярна на юге Индии. На севере Индии флейте пришлось ждать магических пальцев Панналала Гоша, который возвёл её на уровень сольного инструмента, добавил ещё одно отверстие для более гибкого управления звуком на нижней октаве. Его нововведения и импровизации прочно обосновались в индийской музыке и до сих пор остались непревзойдёнными.

Уже позже пандиты Харипрасад Чаурасия, Виджай Рагхав Пао и Рагхунатха Сэт сделали известным бансури среди миллионов во всём мире.

Особенности строения инструмента и особая техника исполнения помогает передавать тонкости классических индийских музыкальных произведений рага.

Звук бансури обладает непревзойдённым богатством тончайших оттенков. По сравнению с обычной флейтой, у этого инструмента есть хриплая теплота, которая подражает человеческому голосу. Тонкие стенки из бамбука легко «раскачиваются» и резонируют, наполняя звук большим количеством обертонов.

Попробуем разглядеть бансури поближе и назвать её части. Это будет сложно, поскольку в Индии настолько много различных языков и диалектов, что не всегда удаётся найти общее название. Но следующие термины являются довольно универсальными.

Основное тело флейты называется данди. Изготавливается оно преимущественно из тростника и бамбука.

Следующая часть флейты – это мукха рандра, мундштук или амбушюрное отверстие, через которое вдувается воздух.

Свар радра – это отверстия, зажимая которые музыкант регулирует высоту звука.

И, наконец, гарбха радра – открытая часть флейты, откуда собственно и появляется мелодия.

Вы должны понимать, что никакие самоучители и видеоуроки не заменят человека, владеющего инструментом во время ваших первых занятий. Главное в начале обучения игре на поперечной бамбуковой флейте бансури, это научиться извлекать продолжительный чистый и глубокий звук, образующийся благодаря струе воздуха во время сильно растянутого выдоха. Попадая на вдув, она разбивается о край амбушюрного отверстия, возникает звук.

Дыхание тесно связано с эмоциями и чувствами, а так же с работой нашего ума. Научившись управлять дыханием, мы сможем не только улучшить своё здоровье, но и научимся управлять своими эмоциями, быстро восстанавливать силы и контролировать ум. Учитывая то, что пранаяма, это либо задержка дыхания, либо ограничение дыхания, то, обучаясь звукоизвлечению на бансури вы, фактически, уже получаете навык пранаямы, сильно растягивая выдох. То есть вы при помощи волевого усилия контролируете автоматические процессы, управляющие дыханием и совершаете гипоксическую тренировку. В это время происходит приостановка лишней мыслительной деятельности. Что и является одной из задач практик йоги. В итоге вы в качестве побочного эффекта получаете устойчивое диафрагмальное дыхание, тренировку воли, дыхательных мышц и дыхательного центра.

Согласно восьмеричной схеме Патанджали контроль дыхания всегда предшествует отвлечению внешних органов чувств (Пратьяхара), концентрации (Дхарана), медитации (Дхьяна) и их конечному результату — просветлению (Самадхи). В обычном состоянии ума мысли человека объединяются и следуют непрерывным потоком, то есть одна мысль вызывает другую, та в свою очередь, рождает третью, образуя непрерываемый и неуправляемый поток мыслей. Растягивание выдоха способствует упорядочиванию мыслей, разум ещё блуждает, но в данном случае мышление, имеет центр к которому внимание возвращается после каждого отклонения или блуждания. Возвращая внимание к одному объекту, мы вырабатываем способность контролировать своё внимание. Всё более отдаём себе отчёт в том, что происходит внутри нас. Это приводит к внутренним и внешним изменениям. Благодаря такому упражнению, появляется контроль над психическими процессами. Человек обучается преодолевать нижние сферы сознания (инстинкты) и воспринимать реальность более адекватно.

У многих людей вследствие напряжения живота зажата диафрагма. Могут быть напряжены мышцы скул, плечи. Проблема в том, что эти зажимы настолько для нас привычны, что мы их не замечаем. Концентрация внимания на удлинении выдоха позволяет лучше осознавать механизм дыхания и своё тело. Сядьте удобно с прямой спиной и начинайте равномерно выдыхать, добиваясь длительного ровного звука.

Приступая к игре на бансури, помните, что звук получается не путём дутья непосредственно в мундштук, а только если дуть по ведущему краю амбушюра. Для того чтобы получить правильное звучание, необходимо такое движение струи воздуха по краю отверстия, чтобы одна половина воздуха уходила наружу, а вторая внутрь флейты. Если дунуть сильнее (передув) — флейта переходит на следующую октаву, т.е. звук становится выше и звонче.

Добиваясь правильного звука, не отвлекайтесь на удержание флейты в какой-либо корректной манере. После того как будет достигнуто правильное звучание, можно будет заняться аппликатурой. Тренироваться лучше перед зеркалом, это позволит вам следить за положением рук и не косить глаза на свои пальцы.

Приложите бансури к губам. Только струя воздуха, выдуваемая горизонтально овальной формы, позволит произвести хороший звук. Круглая струя не обеспечит хорошее звучание. Губы должны находиться в такой позиции, как будто вы, не касаясь губами зубов, пытаетесь произнести «ф», а не «оооо». Струя должна быть средней ширины. Если она будет по ширине больше отверстия амбушюра, то вы напрасно потеряете воздух, который необходим для образования звука. При чересчур узкой струе воздуха, звук будет негромким. Воздушная струя должна быть однородной и целенаправленной. Тогда звучание будет ровным. Продолжайте получать звук из вашей бансури таким образом, максимально длительно, сильно растягивая выдох. Со временем начнёт получаться чистый и продолжительный звук. Будьте терпеливы. Маловероятно, что вы добьётесь чётких и хороших звуков в первый же день. Однако в ближайшие дни ваши усилия будут вознаграждены, и вы сможете приступить к следующему этапу.

Если вы не добились желаемого звучания, то, возможно, вы настойчиво совершаете какую либо ошибку по звукоизвлечению. Проверьте правильность присоединения бансури к вашим губам. Может быть у вас слишком узкая или широкая воздушная струя. Не следует совершать сильные удары воздуха для создания звука, иначе вы будете получать на передувании пронзительный свист.

Для создания чистого звука необходимо терпение. Будьте готовы к тому, что вам понадобится не один день, для того чтобы научиться извлекать хорошие звуки. Не забывайте, что вы создаёте основу, и если вы будете делать это правильно, то достигнете желаемого результата.

Статья подготовлена Сергеем Валерьевичем Кругловым

Вы можете научиться играть на бансури на специализированных занятиях