Автор: Круглов Сергей Валерьевич
Духовная практика, как метод преодоления двойственности
Современная ситуация мира и человечества несёт кризисные черты. Такой взгляд на действительность утверждается в оценках экспертов, а так же успел прочно закрепиться в массовом сознании. В рамках философского анализа на первом месте стоит вопрос об истоках и сущности ситуации.
Становится совершенно очевидно, что глобальный кризис обретает новую природу — антропологическую, и его истоки надо искать на антропологическом уровне, в процессах, происходящих с человеком. Эти процессы сейчас приобретают решающую роль в глобальных явлениях, в мировой ситуации и динамике – так как они приняли характер резких и радикальных перемен и уже не могут считаться вторичными следствиями социальных, либо исторических процессов.
В сегодняшней ситуации антропологического кризиса и поиска, наряду со свидетельствами современного опыта, наиболее ценными и актуальными оказываются синтезированные современность и древние практики.
В современном научном пространстве Хоружий С.С. стал одним из создателей проекта неклассической синергийной антропологии. В рамках этого направления развивается определённая стратегия построения антропологии, которая активно использует антропологический опыт Восточного христианства, однако не ограничивает себя этим опытом. Специфическая роль антропологического опыта (духовных практик) является ключевым моментом в концепции неклассической синергийной антропологии.
Само существование человека — это подтверждение существования феномена двойственности. Суть этого феномена коренится в смертности человека, в изначальной природе его отношений со смертью. В их основе первичная негативная реакция сознания и организма, на собственное уничтожение: глубинный, органический и непроизвольный импульс отталкивания, неприятия смерти. «Этот изначальный импульс человеческой природы, Первоимпульс неприятия смерти, как мы его будем называть, развёртывается во множестве проявлений и форм (включая и превращенные, принявшие вид влечения к смерти, в котором, однако, всегда можно распознать инверсию первичного отталкивания); и очевидно из самого определения, что тем, к чему он направлен, — его искомым, предметом и исполнением его стремления — служит избавление от описанной перспективы, или же преодоление смерти» [1].
Каков же результат духовной практики, и какова её цель. Чем она так фундаментально отличается от классической западноевропейской антропологической парадигмы, в ракурсе которой чаще всего рассматривается феномен деструктивности. И как с помощью духовной практики преодолеть деструктивные тенденции человеческого существования.
Духовная практика – это ступенчатый процесс ауто-трансформации человеческого существа, где каждая ступень – некоторая конфигурация множества всех энергий человека, а весь строго упорядоченный ряд ступеней ориентирован к Божественному бытию. «Духовная практика принадлежит к разряду так называемых практик себя (термин, введенный М.Фуко, les pratiques de soi). B таких практиках человек совершает сознательные изменения, преобразования самого себя, аутотрансформацию; и, разумеется, эта аутотрансформация, руководимая сознанием человека, есть целенаправленный и целеполагающий, телеологический процесс, главные черты которого определяются финальною целью данной практики, а также комплексом средств, служащих для достижения цели. … и в итоге можно сказать также, что духовная практика есть мистико-аскетическая практика» [2. С.5]. Расширение сознания и постоянное самосовершенствование — два неотъемлемых компонента духовной практики. Это божественное самосовершенствование есть обращение человека в подобие и фундаментальное единство с божественной природой, формирование образа Бога в человеке и заполнение его идеальных очертаний. Чтобы воспринять и иметь правильное представление о пути к такой трансформации, необходимо иметь представление о той сложности, каковую представляет в настоящее время природа человека в беспорядочной массе смешений её различных первооснов, так чтобы можно было увидеть точный характер преобразования, каждую часть которого нужно претерпеть, и увидеть наиболее эффективные средства для преобразования. Как высвободить из смертной материи Бессмертное, которое она содержит, как высвободить человека и счастливую полноту его скрытых от взора черт Божественности, вот реальная проблема человеческого существа и бытия. Жизнь даёт много первых намёков на божественность, но оставляет их связанными. Духовная практика развязывает узел трудности жизни.
Древняя индийская духовная практика йоги обрела в современном культурном пространстве всемирную известность. Рассматривая принципы Йоги более детально, становится очевидной их универсальность и эффективность в преодолении человеческой двойственности, как отчуждении и страхе смерти.
Состояние блаженства, покоя и равновесия, к которому идёт практикующий йогу, в индийской философии носит название Самадхи. Существует почти столько же путей достижения Самадхи, сколько известно различных путей Йоги. Вся Йога, по своей природе, есть попытка и осуществление единства со Всевышним, союза с бытием Всевышнего, союза с сознанием Всевышнего, союза с блаженством Всевышнего, или, если отказаться от идеи абсолютного единства, попытка вступить в некий союз, пусть даже только союз души, живущей в единственном статусе и на периферии существования с Божественным, или в некой неотделимой близости. Этого можно достичь, только поднимаясь на более высокие уровни и в более интенсивное сознание, чем то, на какое способна наша обычная ментальность. Самадхи представляет собой естественный статус такого более высокого уровня и большей интенсивности. И естественно его большое значение в йоге, так как оно лежит в основе метода и его цели — придать сознанию ясность и сконцентрированную силу, с помощью которой оно может полностью ощутить, слиться, отождествиться с истинным бытием, преодолевая деструктивные тенденции, свойственные человеческому существу.
Йога следует в своих методах трём практическим принципам;
- во-первых, очищение, то есть устранение всяческих отклонений, нарушений, препятствий, которые несёт с собой смешанное и неорганизованное действие энергии существования в нашей физической, нравственной и ментальной системе;
- во-вторых, концентрация, то есть доведение до предельной интенсивности, овладение и самонаправленное применение этой энергии существования в нас ради определённой цели;
- в-третьих, свобода, то есть высвобождение нашего существа из узких и болезненных пут индивидуализированной энергии, пребывающей в фальшивой и ограниченной игре, которая на сегодняшний день есть закон нашей природы. Наслаждение свободным существованием, которое ведет к единству или союзу со Всевышним, есть завершение; это то, ради чего практикуется Йога.
В процессе осуществления такой духовной практики, как йога, человек проходит несколько ступеней, ведущих к достижению состояния Самадхи. В процессе прохождения этих ступеней меняются и представления о внешнем бытии, а также внутреннее ощущение и осознание собственного «Я». Во время осуществления духовной практики, в человеке происходят изменения различного характера, но все они возможны только во время «молчания ума». У Шри Ауробиндо в «Письмах о Йоге» находим: «Нисхождение покоя обычно является одним из первых позитивных и наиболее важных опытов садханы (духовной практики). В этом состоянии покоя обычный мыслящий разум (буддхи), как правило, замолкает или практически полностью прекращает свою активность, но очень часто вслед за этим, особенно если человек недостаточно бдителен, происходит усиление активности витального разума либо выходит на поверхность и начинает действовать так называемый механический физический разум или беспорядочный подсознательный разум с его бессвязными мыслями — эти виды разума являются главными нарушителями безмолвия». [3. С.126-127]. Необходимо подчинять себе его активность и не позволять ему овладевать человеком, увлекать его за собой когда и куда угодно.
Ментальное безмолвие является первой ступенью на пути совершенствования духа. Оно помогает лучше понять то, что происходит вокруг человека. В повседневном жизненном круге человек перестает слышать себя самого, он подменяет действительность собственными умственными конструкциями, мнениями и суждениями, которые черпает извне. Социум постоянно предлагает человеку массу жизненных установок, часто противоречащих друг другу и внутренним ощущениям человека. Постепенно адаптируясь в социокультурном пространстве, человек забывает о своих истоках и истинной природе бытия. Часто многие не могут остановиться и выйти из привычного круга, забывая о внутренних ощущениях и опираясь на ощущения внешние, теряя истинное свое «Я». Внутри зоны безмолвия, малейшие движения той или иной субстанции воспринимаются как сигналы. Так человек будет немедленно осведомлен о том, что что-то коснулось его атмосферы. Естественно воспринимая множество вибраций, постоянно транслируемых людьми, человек, находящийся в состоянии «молчания ума» знает, что происходит вокруг. Проясняются отношения с внешним миром (становится ясно, почему человек испытывает всю гамму эмоций и аффектов, с чем или с кем они связаны), и становится возможным отслеживать и корректировать реакции, воспринимать необходимые вибрации, отклонять вибрации негативные. Внутреннее безмолвие обладает силой. Если вместо того, чтобы отвечать на приходящие вибрации, человек сохраняет абсолютную внутреннюю неподвижность, то со временем приходит ощущение, что неподвижность растворяет вибрацию.
Обратимся к простому примеру – гнев (очень яркая деструктивная эмоция свойственная человеку); если вместо того, чтобы вибрировать в унисон с человеком, который является транслятором негативной вибрации возможно остаться внутри абсолютно неподвижными, тогда гнев постепенно рассеивается, как дым. Однако если сохранять только внешнее бесстрастие, то это не будет иметь никакого эффекта – вибрации невозможно скрыть.
Внутренний самоконтроль — это лишь внешнее самообладание, но не подлинное господство над внутренним состоянием. Только безмолвие способно нейтрализовать абсолютно все вибрации по той простой причине, что вибрации любого порядка заразительны, и только от человека зависит — принимает он такое заражение или нет. Ключом к такому контролю является безмолвие, потому что благодаря безмолвию можно распознать вибрации, а распознать их – значит обрести способность воздействовать на них.
Обычная повседневная жизнь – обширное поле для опыта овладения вибрациями – поэтому необходимо включать йогу в жизнь. Жить в одиночестве в полной иллюзии власти над собой, действительно, очень легко.
Патанджали во втором афоризме первой главы фундаментального труда «Йога – сутры» характеризует йогу словами «Yogaschitta vritti nirodhah» «читта вритти ниродха». [4. C.46]. Сутру можно перевести как «сдерживание (ниродха) колебаний (вритти) сознания (читта)».
Уже первая ступень йоги – асана развивает вполне определённые качества, без которых невозможно достигнуть состояния безмолвия ума.
— Решимость, непреклонность, делает ум более собранным, актуализируя внимание и сосредоточение как углубленную однообъектную концентрацию.
— Гибкость – это средство, снимающее напряжение и предотвращающее зажатость. Естественное расслабление ума и тела выражается в ощущении лёгкости и подъёма, возникающего в результате гармоничного взаимодействия сознания со своими объектами. Это качество изменяет все основание деятельности сознания и служит средством устранения аффективных состояний.
— Невозмутимость проявляется как равное отношение к приятно-притягательным и неприятно-отталкивающим объектам. Невозмутимость так же можно назвать недеянием – это отрешенность ума, пребывающего в действии. Таким образом, становится возможным наблюдать своё сознание, не вовлекаясь в эмоциональные переживания.
— Абхьяса и вайрагья. Йога – сутры предписывают развивать эти два качества. Абхьяса – это действие, выраженное в непрерывности практики, вайрагья – отрешенное отношение к её результатам. Абхьясу составляют решимость, прилежание и гибкость, вайрагью – отрешённость. Отрешенность – это не отказ, как таковой, а состояние «молчания ума». Во избежание привязанности к новым обретённым состояниям сознания и психическим силам, считается необходимым наличие отрешенности.
Тот не йогин, кто переедает,
и не тот, кто не ест совершенно,
и не тот, кто спит выше меры,
и не тот, кто сна себя лишает.
В пище, в отдыхе будь умерен,
будь умерен в свершении действий,
в сне и в бдении – так обретешь ты
уносящие скорби йогу.
(Бхагавад-гита, VI, 16-17) [5. C.18].
Йога – это практическая жизненная философия. Человек перестаёт отождествлять себя с материальным миром объектов и постепенно приходит к осознанию собственного внутреннего «Я» и его онтологической составляющей. В сущности, любое ощущение – это обратная сторона другого ощущения; в любой момент оно может превратиться в свою «противоположность» – утративший иллюзии филантроп (или, точнее, витальное в филантропе, утратившее иллюзии) становится пессимистом, рьяный проповедник удаляется в пустыню, упорный неверующий становится фанатиком, а добродетельного человека шокируют все те вещи, совершить которые у него не хватает смелости. Человек часто защищает свое право на скорби и страдания (деструктивные эмоции). Йога же – это умение жить в гармонии и умеренности.
- Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта. // Вопросы философии. – 2003. – №1 // Электронный ресурс интернет: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=223&Itemid=55
- Хоружий С.С. Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя // Московский психотерапевтический журнал. – 2003. – №3. – с.5-25
- Шри Ауробиндо Собрание сочинений. Т.21. Письма о Йоге – II. – СПб: «Адити», 2003. – 352с.
- Йога-сутра Патанджали. Комментарии – Минск: «Ведантамала», 2009. – 388с.
Бхагавад-гита, VI, 16-17/ Цит.по Айенгар Б.К.С. Йога Дипика: прояснение йоги. – М.: Альпина нон-фикшн, 2010. – 494с
—
Автор: Круглов Сергей Валерьевич
Оставьте ваш отзыв о статье ниже в комментарии
Leave A Comment